- Хеврон
- был одним из древнейших городов земли Ханаанской. Он основан был 7 годами раньше Цоана, или Тафниса, города египетского, и, по Флавию, около его времени ему уже считалось 2300 лет. Город лежит на высоте, на 1000 футов выше Иерусалима, в глубокой и узкой долине, с обеих сторон окруженной горами, в богато возделанной плодоносной и приятной местности, между двумя цепями зеленых цветущих холмов, отделанных выложенными дерном террасами, среди которых живописно выступают белые скалы. Вся долина и склоны гор заняты садами масличными, фиговыми, абрикосовыми, гранатовыми и другими. Город имеет до 10.000 жителей, к-рые занимаются здесь торговлею, выделыванием стекла, хлебопашеством, разведением фруктовых садов и виноделием. Все окрестности города покрыты масличными и другими фруктовыми деревьями, здесь растут также гранатовые, фиговые и фисташковые; но особенно Х. славится большими и превосходными виноградными деревьями, к-рые в славе во всей Палестине. Здесь настоящий виноградный климат. Это тот исторический виноград, к-рого срезанную ветвь с одной кистью ягод двое несли на шесте, чтобы показать народу своему в свидетельство плодородия земли обетованной. От этого, вероятно, и долина Хевронская, в к-рой соглядатаи срезали упомянутую виноградную ветвь, получила название долины Ескола, т. е. долина виноградной кисти. Богатые и роскошные сады X. требуют богатого орошения, 2 больших пруда, один на юге, другой на севере, достаточно снабжают город водой. Пруды эти принадлежат отдаленному библейскому времени; о большом пруде на южной стороне упоминается в истории Давида. Кроме этих прудов Хеврон имеет много древних цистерн. Строения города лежат и в самой долине, и по отлогостям обеих сторон ее. Между ними на восточной стороне, на горном склоне, особенную достопримечательность составляет т. наз. Хевронский Храм, к-рый по содержащимся в нем гробницам патриархов почитается священным местом и у Иудеев, и у христиан, и у магометан и доселе усердно посещается богомольцами. Это самый достопримечательнейший из древних памятников в Палестине. Здесь гробницы Авраама и Сарры, Исаака и Ревекки, Иакова и Лии. Еще Флавий упоминает о красивых гробницах Авраама и его потомства в X., в его время они обложены уже были мрамором. Во времена Константина здесь была воздвигнута над погребальной пещерой великолепная церковь; ныне она обращена в мечеть и, составляя главную мечеть города, она недоступна для входа никому, кроме магометан. Вход в Хевронское святилище ревностно оберегается магометанством от иноверных пришельцев, и никакой бакшиш не может подкупить стражей мечети. Что же касается самих пещер, служивших патриаршими гробницами, то они недоступны даже и мусульманам. X. памятник занимает 1-е место между всеми палестинскими памятниками прежде всего по своей целости, в какой он сохранился до нас, не потеряв ни одного из своих составных камней. Кроме того, он обращает на себя внимание высоким совершенством искусства, его создавшего. При всей своей простоте, он отличается особенной гармонией и легкостью в соединении частей целого, точной строгостью и выдержанностью плана и изящностью работы.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.